1

Проезды Вознесенки?

Давно, что-то по истории Вознесенки ничего не публиковали, что-то со свободным временем все туже, ну да ладно.

Пора рассказать об одном проезде и о воздушном переходе Вознесенки.

Время, увы не работает на сохранность наших городских достопримечательностей, хотя есть история с ремонтом плотины, но это скорее исключение.

Продолжим начатую тему про наши знаменитые казармы или дом №2 по улице Свердлова. И как обещали в материале - «Кто в печке живет?», расскажем про полуподземный проезд. Сейчас проезд заложен кирпичом и наполовину занесен землей со стороны улицы Свердлова. Но свод бывшего проезда еще хорошо просматривается на фасаде здания.

Подобный технический проезд мы можем видеть на исторической фотографии из музея фабрики «КРАФ» запечатлевшей окончание строительства нового ткацкого цеха (корпуса) в 1898 году.

Этот проезд можно хорошо разглядеть при увеличении фотографии, появился на 48 лет позже того, о котором в дальнейшем пойдет речь. Когда на «Новеньком заводе» - состоялось переоборудование и расширение производственных мощностей. «Новенький завод» - так некогда называли рабочие, да и живший в округе люд - фабрику, всеми известную Вознесенку.

Проезд появился лишь тогда, когда новое товарищество начало обновлять и расширять Вознесенскую фабрику, увеличивать и достраивать к старой ее части новые корпуса. Тогда и был достроен этот корпус к изначально Мотальному корпусу, позже переделанному и носившему название - Новый Самоткацкий корпус.

Именно тогда со строительством корпуса и появляется каменная пристройка (воздушный переход) с проездом соединившая два корпуса между собой в единое целое. Кстати на отсканированном оригинале за техническим проездом хорошо виден забор, что огораживал фабрику и даже можно разглядеть кованые шипы, гвозди, что венчали забор сверху. Оригинал фотографии и один из гвоздей забора можно посмотреть в краеведческой экспозиции музея фабрики «КРАФ» в ГДК.

Такое длинное вступление нужно было для того, что бы лишь сказать, и наглядно показать, что нечто похожее было и с проездом и зданиями, о которых мы и собирались рассказать изначально.

Итак, между зданиями по улице Свердлова №2 был такой же технический проезд со стороны реки к улице Свердлова. Со стороны улицы данный свод проезда даже украшен вставками белого камня.

Здание, что сейчас представляет собой единое целое, перестраивалось (достраивалось) несколько раз, менялось назначение помещений.

Для тех, кто любит точность сообщаем – от края современного здания (дом №2) со стороны домов №4а и 4б по улице Свердлова отсчитываете ровно 74 аршина, примерно - 52.6 м и видим заложенную кирпичом арку.

Вид на бывшую арку со стороны реки Воря.

 Ширина некогда существующего проезда составляла - 3.6 м., длина проезда (ширина здания) - 22 арш. (16 м.)  высота -15 м. всего здания. Данные из описания фабрики в 1882 году.

Над этим проездом, на втором этаже в 1882 году жили подмастерья. Там располагалась их коморка. На третьем этаже была – Проборная.  Современным языком – лаборатория, для взятия анализов образцов и различных проб.

Фотография подобной лаборатории.

Красносельская писчебумажная фабрика Товарищества наследников К.П. Печаткина. Химическая лаборатория 1908 год.

Изначально строился данный проезд для более удобного сообщения и подвоза сырья и продукции, а  строения над проездом – служили проходами (воздушным переходом), сообщением между отдельными зданиями.

Кстати именно 1882 год можно считать годом начала переоборудования технических, производственных зданий в жилые помещения. На плане 1882 года видно, что сначала переоборудуется центральная часть.

Что же случилось с этим техническим проездом?

Хороший вопрос и на него помогли ответить члены городского краеведческого кружка при ГДК, Возглавляемой Еленой Юрьевной Горьковой в ее проекте – «Пишем историю вместе». На многочисленных встречах, посвященных истории улицы Свердлова вспомнили, что где-то в 1960-70 е годы еще существовал заезд со стороны плотины. Сквозного проезда уже в озвученные ими времена не было. В арку здания заезжали и разгружались машины, привозящие для жителей казарм уголь и торф, дрова для топки кубов и варочных печей. Кубы – емкости для подогрева воды. Позже когда отказываются от варочных печей, уже ненужный заезд заделывается кирпичом и со стороны реки.

Видна арка проезда со стороны улицы Свердлова

Итак, какие мы можем сделать выводы и заключения?

В 1850 году (дата постройки казарм) с возведением зданий строится сквозной проезд, что разделял и объединял два здания.  Прослужил проезд достаточно долго примерно 100 лет. Последнее время своего существования использовался как заезд для выгрузки или хранения топлива. Сейчас это внутреннее пространство полуподвала.

Вот такая небольшая историческая деталь, что удалось открыть в казалось уже известном строении.

Дополнения, уточнения и исправления приветствуются.