Дом Миндера – нет?
Давайте вместе разберем один из широко разошедшихся мифов о доме Миндера. Вот, к примеру, издание «Вознесенская мануфактура» Н.В. Федотовой, где на 83 странице есть описание – Свой дом Миндер построил с размахом на высоком берегу реки, рядом с церковью. Действительно ли знаменитый дом построил сам Миндер?
Перед этими строками на этой же странице есть уточнение, что к своим обязанностям Миндер приступил лишь в 1883 году. Вообще фамилия Миндер появляется на историческом горизонте Вознесенки впервые, лишь в упоминании как пайщик товарищества. Товарищество образовалось в 1878 году, о чем также свидетельствуют документы и одна из надписей на Красных воротах. В 1888 отмечалось десятилетие товарищества и в честь этого, были воздвигнуты наши знаменитые ворота. Если дата 1883 год верна, то, скорее всего Миндер вошёл в состав второго товарищества, которое сохранило название изначального, но было образовано (реорганизовано) в 1882 году.
Тогда все становится логично, что обладая малым капиталом и малым количеством приобретенных акций, Миндер был вынужден “подрабатывать” – устроиться на фабрику директором правления, после приобретения акций. В действительности нет определенных данных, что Миндер был инженером, и нет упоминаний о его “инженерных конструктивах”. Скорее всего, он был неплохим управленцем. Отсюда и его “прозвище” – «Управляющий Миндер». В книге служащих Вознесенской мануфактуры Миндер записан как Директор правления. (Фото 2)
Вообще о Георгии Филипповиче Миндере надо писать отдельно, начиная от рождения до его смерти в 1914 году. Отдельно его полной биографией никто не занимался, и часто публиковались неверные или противоречивые данные как на этой странице в книге о Вознесенке.
Мог ли Миндер построить дом? Конечно, чисто теоритически мог, даже крестьяне строили себе дома. Мог ли построить тот, что мы именуем «Дом Миндера» - вряд ли. Не встретилось даже упоминаний, что этот дом перестраивался при Миндере или построен заново. Скорее всего, историческое название дома Миндера просто натянули на историю в публикациях 2000-х годов. Как и чудесное строительное решение дома, которое имеет простое объяснение, но сейчас не об этом.
Название «Миндеровский дом» впрочем, закрепилось в истории города, что не удивительно. Миндер довольно долгое время проживал в нем, с 1883 года до своей смерти в 1914 году. Целое поколение выросло при управляющем Миндере на Вознесенке. После в нем три года до революции проживал Федор (Теодор) Платт (Управляющий фабрики – новый директор правления). Оставив впрочем, память о себе в названии “Федоровская казарма” (“Отбелка” или “Заречный тупик”, дом №4)
Итак, Миндер появляется на Вознесенке лишь в 1883 году, но на плане 1872 года за 11лет до его появления на фабрике – дом возле церкви уже “стоит”. Он обозначен и на плане 1882 года, за год до появления нового управляющего. А если бы Миндер купил акции другой фабрики, то не построил бы?
Дата постройки дома по данным музея фабрики «КРАФ» - 1848 год, пока этим данным не найдено подтверждение, как и опровержение – принимаем эту дату. Хотя эта дата больше подходит к дате постройки церкви. То есть задолго до появления Миндера.
Вообще архитектура «Дома Миндера», больше тянет на именной дом купца в «Купеческом (помещечьем) имении». Фасад дома (особняка), построенного на возвышенном берегу, лицевой стороной обращен к реке и великолепному виду сначала крестьянских полей – «Васильевому» и «Муромцевскому» лугам. А со строительством фабрики – вид на возводимые корпуса.
Кто воздвиг его – первый владелец заложивший основание Вознесенки - купец Манухин (1830 г.), что бы со своего усадебного дома смотреть, как растет его благосостояние и фабрика? Может это дом купца Ложечникова, про которого кроме дат владения фабрикой неизвестно ничего (1834 г.)? Навряд ли, обладающий правами на Вознесенку человек успел, всего за год выстроить сей дом или хотя бы заложить фундамент?
Или это творение землевладельца Жадовского, приобретшего в потомственное владение к трем имеющимся десятинам земли еще 27(24) десятин? Возможно, это дело рук Купца 1-ой гильдии Комерции советника Семена Логвиновича Лепешкина (1842 г.), следующего за первыми владельцами Вознесенки? Это мало вероятно так-как он проживал в Москве еще до приобретения Вознесенки. Если только не славное желание богатого человека иметь усадебный дом, что бы в летнее время из Столицы было, где отдохнуть на природе – на даче? Все это еще предстоит уточнять и раскапывать, так-как отдельно историей «Дома Миндера» так же никто не занимался.
Подытожим – был ли исторический «Дом Миндера» построен самим Миндером – скорее всего нет. Ему, как управляющему, лишь было предоставлено жилье. Внес ли Миндер какие-то изменения в “ Хозяйский дом”, как указано на плане 1872 года – скорее всего да, та же электрификация дома. Еще много загадок остается открыть, к сожалению, в уже несуществующем «Миндеровском доме», но на одну стало меньше.
Дополнения и исправления – приветствуются.
Материал создан по архивным материалам музея фабрики «КРАФ», в рамках проекта Елены Юрьевной Горьковой - «Пишем историю вместе».
Дом Миндера незадолго до пожара.