1

“Вознесенская лошадка”

Сегодня постараемся быть краткими, но как получится. Рассказ пойдет об одной лишь лошадке. Об одной, что оставила значимый след в истории Вознесенки.

Фото 1 Конный привод. Простейший конный привод для подъёма вагонеток из шахты. Демидовские медные рудники, конец 19-го- начало 20 века. Фото из интернета

Демидовские медные рудники, конец 19-го- начало 20 века. Фото из интернета

Оставила след не как гужевой транспорт, которого было достаточно для обеспечения фабрики сырьем и топливом, даже не в самом “зародыше” обеспечения стройматериалами при начальном строительстве фабрики, а именно как привод для действия механизмов различных фабричных производств.

Упоминание о применении на Вознесенке Конного привода мы находим в далеком 1845 году, в Атласе промышленности Московской губернии.

Фото 2 Атлас промышленности Московской губернии 1845 год.

Атлас промышленности Московской губернии 1845 год

«Лепешкина Семена Логинова, Почет. Гражд. Ком. Совет. При деревне Муромцев. Вознесенская Мануфактура.

Число станов (станков), столов или машин – Машин 250. Паров прив. В 26 сил - 1, в 22 силы – 1, Вод. прив – 1,Вновь устр. пар. маш. – 2, Кон. Прив. – 1 ».

Теперь не только найдено подтверждение наличия Конного привода на Вознесенке, что упомянут в атласе? Мы теперь даже знаем где этот условный “Коник” трудился.

Трудился этот конный привод в механическом отделении. Сейчас мы бы это отделение называли механическим цехом, что и было до момента распада (развала) фабрики. Там существовал – непосредственно механический цех с токарными станками и т.п. оборудованием, литейка - для литья деталей из чугуна и алюминия, и кузня.

Как действовал этот Конный привод? Примитивно это показано в 1-ом фильме «Пираты Карибского моря» - «Проклятие Черной жемчужины». Где Джек Воробей с помощью раскаленной железной кочерги приводит в движение гужевой механизм – ослика, в кузне, где трудится Уильям Тернер. 

Фото 3 Кадр из фильма «Пираты Карибского моря» «Проклятие Черной жемчужины». Вильям Тернер останавливает гужевой привод в кузне.

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря» «Проклятие Черной жемчужины».

Узнаем ли мы когда-нибудь доскональное действие конного привода – заменялись ли лошадки после 8- ми часов работы, перекидывался ли привод с дутья воздуха на горн, где плавили чугун, на привод кузнечных мехов или привод станков зубонарезных, токарных и т.п.? Может еще лет через 200, и узнаем? Узнали же мы почти через 200 лет, где работал непосредственно конный привод.

Так, где же был конный привод, та злосчастная Вознесенская лошадка? Нам поможет это узнать описание фабрики за 1847 год:

«…Механическое отделение с различными Английскими машинами для выделки машин и приводов. Корпус столярный для моделей; литейная, на которой можно отливать вещи из чугуна и меди в один раз до 70 пудов (пуд - 16,3805 кг.) металла, с КОННЫМ приводом. Кузница с 6-ю горнами – не такая, какую обыкновенно можно видеть в других местах, но совершенно особого устройства, где можно сковать вал в 6 дюймов (дюйм - 2,54 см) толщины и другие мелкие вещи для фабрики, смотря по надобности».

Фото 4 Фрагмент из описания Вознесенской мануфактуры 1847 года.

Фрагмент из описания Вознесенской мануфактуры 1847 года.

Вот так, спустя почти двести лет после событий мы не только подтвердили достоверность данных в Атласе промышленности за 1845 год, но и узнали, где же работала та историческая Вознесенская лошадка.

Примечание - Гужево́й тра́нспорт — вид упряжного транспорта, как грузового, так и пассажирского, в котором транспортные средства (повозки) приводятся в движение животными.