История Красноармейска, история которой могло и не быть
Полигон
Все знают историю нашего города – строится ткацкая фабрика «Вознесенская мануфактура», позже «Софринский артполигон», строятся дома, растет и развивается город Красноармейск.
Но такой истории могло и не быть, если бы развитие города в одном из ключевых моментов пошло чуть иначе…
После 1917 года, после Великой Октябрьской социалистической революции, вместе со становлением молодого советского государства, начинается рост и развитие нашего города - Красноармейска.
Перед сентябрем 1918 года распущен, ранее созданный Путиловский волостной Исполнительный комитет, возглавляемый депутатами из торговцев. 1 –го сентября на фабрике вновь избран Путиловский волостной Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
В 1919 году Путиловская волость перешла из Дмитровского уезда в Сергиевский уезд, Московской губернии (позже Загорский район, ныне это - Сергиев Посад).
1924 год. Управление фабрики приобрело у «Москвотопа» узкоколейную железную дорогу и дооборудовала ее от фабрики до станции Софрино Ярославской железной дороги, начались грузовые и пассажирские перевозки.
Уже к 1928 году вокруг фабрики построены рабочие поселки (в дальнейшем достраивающиеся и расширяющиеся): ”Трудовой (Тайвань)”, кооперативный “Новая жизнь”, индивидуальных застройщиков: “Красный поселок (ныне – м—он Северный)”, “Красноворенский (Кулацкий)”.
В 1928 году фабрика с окружающими поселками была отнесена к типу одного поселка под наименованием “Краснофлотский”.
В 1929 году поселок Краснофлотский переименован в Красноармейский с подчинением Сегиевскому уезду Московской губернии.
В 1932 году подписан приказ о создании полигона.
И уже с января 1933 начинается строительство.
Группа работников военсклада выехала со станции Софрино до села Путилово. В числе прибывших были – Тимофеев М.В., Иващенко В.Д., Колимбет Ф.Б. и др. Возглавлял группу военный инженер I ранга Серебряков Василий Петрович.
Ими была произведена разведка местности вглубь леса на 12-13 километров и после было принято решение строить предприятие на север от села Путилово.
Это решение быстро распространилось по селу, и нашлись недовольные, в основном старики, которые не желали лишаться хороших покосов и пастбищ для скота. Членам правления колхоза, сельского совета и особенно партийно-комсомольской группе пришлось не мало потрудиться, чтобы разъяснить ошибочность таких взглядов.
В начале февраля 1933 года началась переброска на лошадях имущества из Лосиноостровской в село Путилово. Первый обоз, возглавляемый начальником Тураевым Н.А., прибывает в село.
За рекой Ворей на возвышенности, в густом сосновом бору начинается расчистка трассы и места под служебные постройки.
Приезжали грабари (лесорубы) с Украины, Поволжья. Для них и их потомков - этот город, также стал родным. В буденовках и шинелях, в полушубках и валенках выезжали они на санях, шли пешком на место работы. Грелись у костра зимой, месили грязь летом, но не унывали.
Вот тут история дальнейшего развития города могла пойти по другому сценарию.
Новый «военный» поселок мог быть полностью закрытый и строительство жилья для сотрудников вестись за «колючкой» - некий «военный закрытый городок», где жилье бы строилось условно в сторону Пирожки. Примеры таких закрытых городков хорошо известны в истории нашей страны.
То, что не планировалось сразу объединять полигон с фабрикой говорит расположение штаба в селе Путилово, а не в более благоустроенной части с кирпичными зданиями и какой никакой существующей уже на «Вознесенке» инфраструктурой в Южной части.
Возможно, это связано с секретностью нового строительства для испытаний различного вооружения.
И если бы развитие пошло по этому пути, то возможно сейчас был бы отдельно военный городок и фабричный поселок, предположительно сейчас повторяющий судьбу Трудового поселка и Царевской фабрики.
Но история развития города пошла по всем нам известному пути…
К 34 году трасса вырублена на протяжении 5-ти километров, протянута железнодорожная ветка от Красноармейского поселка.
19 мая 1934 года выстрел из гаубицы возвестил о начале функционирования Софринского артиллерийского полигона
14 июня 1935 года на полигоне состоялся первый смотр вооружения. Возглавлял комиссию руководитель страны, Генеральный секретарь ВКП (б) - Сталин И.В., входили в комиссию Буденный С.М.( советский военачальник, один из первых маршалов Советского Союза, трижды Герой Советского Союза, полный кавалер Георгиевского креста и Георгиевской медали всех степеней.), Ворошилов К.Е.( С 1925 года нарком по военным и морским делам, в 1934—1940 годах нарком обороны СССР.), Молотов В.М.( Председатель Совета народных комиссаров СССР в 1930—1941 годах), Орджоникидзе Г.К. (Народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции (1926—1930) и тяжёлой промышленности (1932—1937) СССР )
С 34 по 37 год функционирует Софринский отдел реактивного НИИ, сотрудником которого был Королев С.П.
К 1938 году образуются две полноценные части будущего города - (как тогда называли два микрорайона Южный (при фабрике) и Северный (при п/я 648)
Идет время, строятся новые жилые дома, строится полигон и фабрика. Далее ВОВ и мирные послевоенные годы.
В 1947 году поселок Красноармейский преобразуется в город районного подчинения – Красноармейск.
Красноармейск – продолжает жить и развиваться и по сей день.
А может все это лишь догадки, про историю которой не было? Мы выдвинули версию возможного развития событий, по которому не пошла история нашего города. Сделано это было, чтобы напомнить, еще раз освежить в памяти нашу славную историю, историю нашего города.
При открытии новых документов, фотографий более полней будет раскрываться вроде и недолгая, небольшая история нашего города. Но историю своей малой родины надо знать.
История развития “полигона” и Софринского артиллерийского полигона великолепно отражена в фильме, выпущенном к 80-летию НИИ «Геодезия»
Фильм можно посмотреть тут - http://kracik.ru/my-city/istoriya-goroda/muzej-geodezii
Или тут – http://niigeo.ru/index.php/about/stranitsy-istorii
Фото музея «НИИ «Геодезия
Фото 1-4 фото экспозиции в музее Геодезии
Фото 5-6 Первые Сотрудники полигона
Фото 7 1934 год рабочие
Фото 8 расчистка трассы 1933 год
Фото 9 Корчевщики 1933 г.
Фото 10 Штаб полигона в с. Путилово 1933 г.
Фото 11 Депо полигона 1934 г.
Фото 12 Первая проходная полигона 1933 г.
Фото 13 1935 Софринский полигон И.В. Сталин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов среди сотрудников.
Фото 14 1935 г. И.В. Сталин среди рабочих Софринского артиллерийского полигона (фото стенда ДЮЦ (опечатка в инициалах Сталина)
Фото 15 1935 г. С.П. Королев и сотрудники РНИИ
Фото 16 1936 г. Конюшня
Фото 17 1937-39 г. Автопарк легковых машин
Фото 18 1937-39 г. Автопарк грузовых машин
Фото 19 прообраз «Катюши»
Фото 20 БМ-13 «Катюша»
Подготовлено благодаря материалам музея Истории и Трудовой Славы ФКП «НИИ «Геодезия» и помощи Пономаренко Юрия Григорьевича.
А также благодаря музейной экспозиции фабрики «КРАФ» при ГДК и проекту Елены Юрьевной Горьковой – «Пишем историю вместе»
Исправления, дополнения и уточнения приветствуются!