Законодатели русской модной одежды в Российской Империи
В Московскую губернию стекались купцы со всех уголков державы и заморских стран, привозя с собой ткани, меха, украшения. Именно здесь зарождалась мода, которая постепенно распространялась по остальным губерниям бескрайнего государства Российского…
Реформы, проводимые Петром Великим в первой половине XVIII века, коснулись не только межевания территории Российского государства, они отразились и на внешнем облике жителей страны. Царь брил бороды боярам и принуждал дворянство носить одежду иноземного покроя.
Граф Борис Петрович Шереметьев был одним из первых, кто сменил боярский опашень на немецкий кафтан. С его легкой руки в Московской губернии быстро распространился спрос на заморские наряды, вытесняя исконно русский костюм. Понёвы, передники и душегреи остались уделом простолюдинок, дамы при дворе утягивались в корсеты и надевали кринолины.
Всё изменилось с началом правления Екатерины II. Она принялась возвращать Россию к истокам, пропагандируя исконно русский стиль в одежде. В Екатерининскую эпоху в гардероб придворных модниц вновь вернулись сарафан, кокошники и сборчатые рубахи. Один из современников Екатерины II описал наряд императрицы в записках, датируемых 1783 годом: «Императрица была в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове…»
Новый виток в популяризации русского народного костюма наступил при Александре I, после разгрома войск Наполеона. Из Московской губернии началось торжественное шествие русского сарафана по всей Европе. С 1812 г. во дворцах дамы шелестят подолами синих, красных сарафанов с ампирной талией, отражающих огни свечей в драгоценных, искусно вырезанных пуговицах, пришитых спереди от горловины до самого низа.
Николай I также не оставил без своего императорского внимания гардероб русской модницы. В 1843 г. император издал указ об обязательном ношении кокошника при государевом дворе и введении новых стандартов придворного платья: узкий открытый корсаж с длинными рукавами, какие в допетровские времена можно было встретить в боярском одеянии, длинная юбка с таким же длинным шлейфом.
При Александре II и Александре III интерес к русскому костюму только возрастал. Пик всеобщей любви дворянства к сарафану и кокошнику пришелся на правление Николая II. К началу XX века вся дворянская знать имела в своих коллекциях старинные образцы одежды…
Приглашаем Вас быть уважаемым гостем и другом «Музея «Русская Старина» - лауреата премии Губернатора Подмосковья «Наше Подмосковье».
Клуб «Русский уклад» при «Музее «Русская Старина» Дома культуры им. В. И. Ленина приглашает в свои ряды – на регулярные занятия (и семейные), экскурсии, праздники. Вас ждут захватывающие открытия и реплики русской истории, сказочного и былинного эпоса, Домостроя: обычаев, обрядов – русского уклада жизни. Вас удивят тайны древнерусского письма и других прото- и праславянских систем символов, в том числе кукол и костюмов, убранства дома, примет, травника и русского стола, величавой и тонкой красоты русской музыки, живописи, зодчества.
(1) С. Торелли. Портрет Екатерины II. XVIII в. (2) Р. Лефевр. Портрет княгини М. Ф. Барятинской с дочерью Ольгой. 1817 г. Музей "Новый Иерусалим". (3) Ф. Крюгер. Портрет императрицы Александры Фёдоровны. 1830 г. Государственный музей -заповедник "Гатчина". (4) В. Маковский. Портрет императрицы Марии Федоровны. 1912 г. Холст, масло. 267 x 192 см. Государственный Русский музей. (5) Фрейлина их императорских величеств государынь императриц Баронесса Эмма Владимировна Фредерикс (Эмма Елена София) в костюме боярышни XVII века, на Костюмированном балу в Зимнем дворце, 1903 г. (6) Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова в костюме боярыни XVII века, на Костюмированном балу в Зимнем дворце, 1903 г.
,,Музей "Русская Старина"