23

Электронная база вакансий, уточнение статуса безработных, помощь в открытии своего дела – в Мособлдуме обсудили законопроект о занятости в РФ

Мособлдума провела общественные слушания, в ходе которых обсуждались изменения в федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации». Законопроект в Госдуму в феврале внесла «Единая Россия».

«Инициатива «Единой России» направлена на упрощение поиска работы. Не у всех наших жителей службы занятости вызывают доверие. Многие обращаются туда только с целью оформить пособие. Ситуацию необходимо в корне менять, особенно это показала ситуация с пандемией. И данный законопроект станет первым шагом к этому», - отметил председатель Мособлдумы Игорь Брынцалов.

«На сегодня в нашей стране требуется активная политика занятости, - подчеркнул председатель Комитета Мособлдумы по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Андрей Голубев. – Основой являются использование эффективных методов, гибкая система подготовки и переподготовки кадров, поощрение мобильности трудовых ресурсов, повышение конкурентоспособности, а также профессиональной мобильности безработных на рынке труда. Необходимо модернизировать службу занятости так, чтобы её деятельность была направлена на улучшение качества рабочей силы и эффективную помощь в трудоустройстве».

Что предложено изменениями

Развитие услуг в электронной форме

Предлагается:

  • Создание Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» на основе ИАС «Общероссийская база вакансий «Работа в России»;
  • Связать функционал платформы «Работа в России» с предоставлением госуслуг в области содействия занятости в электронной форме;
  • Предусмотреть использование наряду с очным приёмом дистанционной формы оказания госуслуг;
  • Закрепить обязанность центров занятости регистрировать граждан в ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации) в целях подачи заявления с использованием Единой цифровой платформы;
  • Установить требование для работодателей (с численностью работников выше 25 человек), органов госвласти, субъектов РФ, органов МСУ,  размещать на Единой цифровой платформе информацию о вакансиях;
  • Разделить потоки граждан, обратившихся за содействием в поиске работы, в зависимости от их мотивации к трудоустройству.

Единая технология работы служб занятости

Предлагается:

  • Замена федеральных государственных стандартов на стандарты деятельности в области содействия занятости, которые будут охватывать не только госуслуги, а будут обеспечивать комплексный подход к реализации полномочий;
  • Расширение компетенции органов исполнительной власти в части создания Единой цифровой платформы, утверждение стандартов деятельности. Органы власти субъектов будут вправе взаимодействовать с частными агентствами занятости.

Отношения центров занятости с заявителями

Предлагается:

  • Уточнение условий социальных выплат, а именно периода, в который выплачивается пособие по безработице для некоторых категорий безработных;
  • Содействие предпринимательской инициативе безработных граждан – финансовая помощь при постановке на налоговый учёт;
  • Приравнивание пассивных форм отказа от поиска работы к активным. Это неявка без уважительной причины на переговоры с потенциальным работодателем в течение трёх дней со дня направления органами службы занятости. Отказ без уважительной причины явиться в службу занятости для получения направления на работу или обучение.

В настоящее время безработными не могут быть признаны граждане:

  • Моложе 16 лет;
  • Обучающиеся по очной форме;
  • Получающие пенсию по старости или за выслугу лет;
  • ИП и учредители коммерческих организаций;
  • Нотариусы, адвокаты, самозанятые;
  • Проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
  • Пребывающие в местах лишения свободы или на исправительных работах.

Законопроектом предлагается дополнительно к данным категориям граждан, которые не признаются безработными, добавить:

  • Не направивших в срок в службу занятости информацию о выборе двух вариантов подходящей работы;
  • Не направивших информацию о дне проведения переговоров с работодателем по двум вариантам подходящей работы;
  • Не предоставивших направление с отметкой работодателя.

Рынок труда Московской области

И.о. начальника управления – заведующий отделом рынка труда и ведения регистров получателей государственных услуг Министерства социального развития Московской области Ольга Горячева рассказала, что в Московской области переход на электронную форму услуг службами занятости произошёл во время пандемии коронавируса. Электронная регистрация позволяла вставать на учёт без предоставления документов и без сведений пенсионного фонда. За 2020 год в службу занятости обратилось более 400 тыс. человек, 290 тыс. были признаны безработными. Уровень безработицы в октябре 2020 года составлял 3,59%. При этом порядка 60% граждан, вставших на учёт, пострадали от пандемии. На учёт также встали граждане, которые не работали много лет.

Сейчас на учёте в службах занятости стоит 102 тыс. человек. Уровень безработицы – 2,47%. Пособие получают 35 тыс. человек.

Предложения к федеральному законопроекту

Закрепление статуса самозанятых

Директор Государственного казенного учреждения Московской области Можайский центр занятости населения Ольга Богомолова рассказала, что в проекте закона не закрепляется статус самозанятых. В связи с этим, службы занятости не могут признавать их безработными. По её мнению, статус необходимо прописать.

Ответственность граждан

Кроме этого, Ольга Богомолова отметила, что важно предусмотреть момент, чтобы граждане несли ответственность за сведения, которые они предоставляют центрам занятости. Так, они обязаны сообщать, если нашли работу, или зарегистрировались в налоговой. Для этого предложено прописать в законопроекте, чтобы граждане заполняли специальную декларацию.

Директор Государственного казенного учреждения Московской области Серпуховский центр занятости населения Ольга Хижко подчеркнула, что  в законе нужна статья об ответственности граждан за получение пособия обманным путём, должна быть обозначена мера ответственности.

Поддержка работодателей

По мнению Ольги Хижко, в документе также должна появится глава о социальных гарантиях – материальное стимулирование социально ориентированных работодателей.

Депутат Совета депутатов городского округа Королёв Павел Корнеев также отметил необходимость  материального стимулирования работодателей, которые будут брать на работу граждан по направлению службы занятости. Также он рассказал, что жители обращаются с просьбой о том, чтобы службы занятости признавали безработным по месту фактического проживания, а не по прописке.

Ответственность центров занятости

Заместитель председателя Союза «Московское областное объединение организации профсоюзов» Валентина Акимова отметила, что на сегодняшний день в случае активного отказа от поиска работы соискателю сокращается пособие на 25% на один месяц. Изменениями предполагается к таким случаям добавить неявку без уважительной причины на переговоры с потенциальным работодателем и отказ без уважительной причины явиться в службу занятости для получения направления на работу или обучение. Однако бывают случаи, когда в таких ситуациях виноват не соискатель, а сам центр занятости, но для них ответственность не предусмотрена. По её мнению, этот момент также необходимо отразить в документе.

Критерии вакансий

Законопроектом предложено предусмотреть критерии подходящей работы. В соответствии с федеральным законодательством, работа считается подходящей, если предлагаемый заработок не ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте. Однако такой заработок не обеспечивает минимальные потребности граждан, если у них на иждивении  находятся дети, инвалиды. Участники общественных слушаний отметили, что подходящей работой можно считать ту, предлагаемый заработок по которой учитывает нахождение на иждивении гражданина, обратившегося в службу занятости, нетрудоспособных членов семьи.

Квотирование мест

Также участники слушаний отметили необходимость дополнения законодательства главой, регулирующей отношения по оказанию содействия в трудоустройстве гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, на квотируемые рабочие места, в том числе, удалённые от места нахождения работодателя.

Общественные работы

Предложено не признавать подходящей работой общественные работы в силу их незначительности для последующего трудоустройства, особенно для соискателей, впервые ищущих работу и не имеющих профессии. Такие граждане должны в обязательном порядке направляться на профессиональное обучение.

Смягчение требований для работодателей

Проект федерального закона предлагает установить для ряда работодателей требование о размещении на единой цифровой платформе данных об имеющихся вакансиях. Участники слушаний отметили, что подобная обязанность создаст дополнительные издержки, источник покрытия которых не указан, что влечёт дополнительные обязанности и затраты, в том числе для малого и среднего предпринимательства.

По итогам слушаний концепция законопроекта была поддержана. Все поступившие замечания и предложения будут направлены в Госдуму для дальнейшей работы.

Пресс-Центр Мособлдумы

 
Последние комментарии