23

Оборот розницы Подмосковья составил 2,6 трлн. рублей, в регионе работают более 7 тыс. мобильных лавок, 180 рынков – в Мособлдуме обсудили торговую деятельность 

Комитет Мособлдумы по вопросам аграрной политики и потребительского рынка провёл расширенное заседание, в ходе которого обсудил проведение государственной политики в области торговой деятельности. 

Мероприятие провёл председатель Комитета Сергей Керселян при участии заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области Кирилла Григорьева, представителей муниципалитетов. 

Общие данные 

По обороту розничной торговли Московская область стабильно занимает второе место в России после г. Москвы. По итогам 2020 года он составил 2,6 трлн. рублей. Это на 1,8% ниже по отношению к 2019 году. Своё влияние внесла пандемия коронавируса и связанные с ней ограничительные меры. 

В целом в России в 2020 году оборот розничной торговли составил 33,5 трлн. рублей, он также снизился на 4,1% по сравнению с 2019 годом. 

В 2020 году с использованием частных инвестиций в Подмосковье было введено в эксплуатацию около 220,3 тыс. кв. м новых торговых площадей, включая новые объекты торговли, оборудованные парковками и предоставляющие покупателям дополнительные услуги. 

Доступность магазинов 

На федеральном уровне установлен норматив, в соответствии с которым минимальная обеспеченность торговыми объектами должна составлять 780,6 кв. м на 1000 человек. В Подмосковье этот показатель составляет  1626,2 кв. м на 1000 жителей. 

Таким образом, жители региона полностью обеспечены магазинами, в том числе шаговой доступности. 

На территории Московской области работают 179 розничных рынков, в том числе 46 специализированных.

 Функционируют около 4 660 социально ориентированных предприятий торговли, которые  обслуживают социально незащищенные категорий граждан.

Особое внимание в Подмосковье уделяется доставке социально значимых товаров в удалённые сельские населенные пункты с численностью населения до 100 человек.  ИП и организации получают частичную компенсацию транспортных расходов за счёт бюджета области. Так, на данные цели в 2020 году были предоставлены субсидии на 21,2 млн. рублей. В 1689 населенных пунктах организована доставка продуктов питания и промышленных товаров первой необходимости, работает 1107 мобильных торговых объектов. 

В 2021 году на компенсацию транспортных расходов из бюджета Московской области предусмотрено 20,9 млн. рублей.

 Ярмарки

 В 2020 году в Московской области проведена 2301 ярмарка:

  • 1709 – универсальные;
  • 440 тематические;
  • 152 – сельскохозяйственные.

На ярмарках было предоставлено порядка 120 тысяч торговых мест.

 Нестационарная торговля

 В настоящее время в Подмосковье работают 7 086 нестационарных торговых объектов. 

Предприниматели – владельцы НТО имеют право работать на земельных участках, принадлежащих государству или муниципалитету. При этом арендовать землю не требуется, однако договор на размещение не является бессрочным. 

В 2020 году губернатор Московской области подписал Постановление, согласно которому схемы размещения НТО продлеваются на 12 месяцев. Соответствующие акты подписали 35 муниципалитетов. 

В 45 муниципальных образованиях приняли акты, согласно которым владельцы НТО могут получить отсрочку платежей по договорам. Некоторые муниципалитеты также предоставили право сельхозпроизводителям на размещение НТО без аукциона и на льготных условиях. 

Для бизнеса такой формат торговли привлекателен тем, что тут сильно ниже сроки проведения всех необходимых административных процедур (согласование, разрешение и т.п.), а для органов власти – тем, что позволяет обеспечить запросы жителей. 

Кроме этого, мобильные лавки позволяют поддержать местных производителей и заменяют временно неработающие торговые объекты.

 «Это стимулирует предпринимательскую активность, самозанятость, расширяет возможность сбыта продукции отечественных производителей», - подчеркнул Сергей Керселян. 

Участники заседания отметили, что для развития нестационарной торговли необходимо:

  • Оказывать содействие в получении необходимого количества мест размещения;
  • продлевать договоры на размещение без проведения торгов;
  • обеспечить максимальную доступность торговых объектов для жителей;
  • выделять места для торговли для фермеров и дачников, ведущих подсобное хозяйство;
  • устранить излишнее администрирование деятельности рынков, в частности, ограничения по ассортименту продукции.

Проблемы и жалобы от предпринимателей

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области представил в Комитет свой доклад, в котором были отмечены жалобы от представителей розничной торговли. Так, предприниматели в своих обращениях отмечают:

  • Договора на размещение НТО заключаются на короткий срок, иногда до года. Органы МСУ обосновывают это тем, что договор заключается в пределах срока действия схемы размещения НТО. Однако федеральным законодательством установлен запрет на пересмотр мест для НТО при утверждении схемы, а также внесение в неё изменений.
  • ОМСУ требуют от владельца НТО определённого ассортиментного перечня товаров. Это противоречит законодательству о защите конкуренции. Также закон даёт право предпринимателям самим определять специализацию торговли. 

Комитет обратил внимание органов местного самоуправления на данные проблемы и отметил, что ОМСУ должны при заключении договоров о размещении НТО соблюдать требования федерального законодательства.

 Пресс-Центр Мособлдумы

 
Последние комментарии