Ровно 50 лет
Погибшим летчикам экипажа ТБ-3 посвящается
Не надо фраз про доблесть и отвагу.
Слова — всего лишь навсего слова.
Мы здесь стояли. И назад — ни шагу.
Мы здесь лежим. Зато стоит Москва.
Владимир Карпенко
В этом году исполнилось ровно 50 лет, с момента установки памятника на городском кладбище погибшим летчикам экипажа ТБ-3.
Выполнив боевое задание, – бомбардировка вражеских позиций в районе Яхромы, самолет взял курс на свой аэродром. На линии фронта его подбили фашистские зенитчики. Командир принял решение осуществить посадку на запасном аэродроме у села Петровского. Высота была потеряна, самолет рухнул недалеко от села Муромцево. Жители Красноворенского поселка видели грядущую катастрофу и бросились на помощь.
Экипаж самолета состоял из девяти человек, старшему было тридцать пять лет, младшему – восемнадцать. В живых остался только один летчик Саванюк Г.С, его отбросило взрывной волной. Тяжело раненного отнесли в Красноармейский госпиталь, где от него не отходила медсестра Анна Федоровна Клирикова.
Погибших летчиков похоронили на городском кладбище. Долгое время могила была безымянной.
Только благодаря инициативе Демина Германа Яковлевича и кропотливой работе руководителя поискового отряда Шимоновой Светланы Георгиевны, учеников школы №2 удалось установить имена летчиков и обстоятельства их гибели.(Гуров А. Н. - капитан, Аникенко В. В. - ст. лейтенант, Колбасов Е. М. - сержант, Шеко П. К. - сержант, Золотухин В. С. - ст. сержант, Мершиков А. М. - старшина, Антонов А.М. – воентех, Христенко Я. М. - воентех II р. Саванюк Г. С. - капитан (остался жив).
Поисковиками были собраны архивные документы, найдены родственники погибшего экипажа. Результатом поисковой работы стало открытие музея на базе школы № 2.
Сейчас для многих из нас покажется странным, но официально праздник Победы был утвержден в Советском Союзе лишь в 1965 году, в преддверии 20-летия Великой Победы. Именно тогда над могилой погибших летчиков был установлен монумент, автором которого является замечательный художник, ополченец 1941 года, участник Великой Отечественной войны Герман Дёмин. На памятнике, который выполнен в виде крыла самолета, золотыми буквами были начертаны имена погибших летчиков. Могила перестала быть безымянной.
9 мая 1965 года, на открытие памятника приехали родственники погибших летчиков (мама Мерщикова А.М., три брата Шеко П.К., дочь Христенко Я.М., жена Гурова А.Н., жена Аникеенко и группа ребят из Чувашии во главе с директором школы, в которой учился Колбасов Е.М.). Приехал и сам Григорий Семенович Саванюк со своим сыном.
В торжественной обстановке, со слезами на глазах читались стихи, посвященные погибшим героям…
С этого дня прошло уже 50 лет, но воспоминания этого события передаются из уст в уста, из поколения в поколение.
В этом году при возложении цветов Светлана Георгиевна Шимонова обнаружила, что на мемориале отсутствует фамилия сержанта Е. Колбасова. Она обратилась в поисковый клуб «Патриот» МБОУ СОШ № 4, чтобы мы документально подтвердили, состав экипажа ТБ-3.
В архиве Министерства Обороны РФ нами были найдены сведения о захороненных. Из документа стало известно то, что, действительно, на памятнике утеряна фамилия Е. Колбасова 1919 года рождения.
Глава Администрации городского округа Красноармейск Овчинников А.И. дал распоряжение увековечить имя Е.Колбасова на мемориале летчикам ТБ-3.
Мы уверены, что в преддверии празднования Битвы под Москвой учащиеся школ города придут на возложение цветов к мемориалу и увидят полный список экипажа ТБ-3 защищавшего Москву.
Автор статьи: председатель поискового клуба «Патриот» МБОУ СОШ № 4 Койкова Екатерина.
Юлиус Фучик писал в фашистских застенках:
«Об одном прошу тех, кто пережил это время: не забудьте! Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Придет день, когда будут говорить о великом времени и безымянных героях, творивших историю».
В 2015 году исполнилось ровно 50 лет. 9 мая 1965 года на месте безымянной братской могилы на городском кладбище был открыт памятник с установленными фамилиями погибших летчиков экипажа ТБ-3, возвращавшихся с боевого задания в районе села Муромцево Пушкинского района, Московской области.
До того года на местном кладбище находился небольшой холмик с невысокой стелой, на которой было написано: «Здесь похоронены летчики, погибшие при выполнении боевого задания».
Сюда, к этой могиле, приходили многие жители города, поминая своих родственников, не вернувшихся с войны.
В 1963 году в 5 «А» класс пришли секретарь партийной организации Петр Прокофьевич Дремлюга и заслуженный художник Герман Яковлевич Демин – фронтовики, орденоносцы.
В беседе с ребятами они рассказали о самолете, разбившемся здесь, на территории института. Фамилии летчиков неизвестны, но один из них остался жив и находился на лечении в местном госпитале. Герман Яковлевич предложил заняться ребятам поисками и связаться с сотрудниками больницы (в народе по-прежнему называется госпиталь). Он назвал фамилию Анны Федоровны Клириковой – медсестры, которая вместе с другими выхаживала пилота. Она рассказала ребятам: «…до ухода на фронт медперсонала к нам в госпиталь поступил тяжело раненный летчик с Муромцеского поля, а остальные члены экипажа были мертвы. Жители города шли в клуб имени Строгалина, чтобы попрощаться с защитниками. Во время похоронной процессии налетели немецкие самолёты, но никто не разбежался, и похоронили лётчиков с почестями. Так на кладбище появилась братская безымянная могила».
Но почему безымянная? Как узнали потом ребята, «…приехали представители Пушкинского военкомата, забрали документы погибших. Время было трудное, немцы были у самой Москвы - не до фамилий было» - рассказывала одна из жительниц города-свидетельница этих событий.
Создалась поисковая группа, и ребята в течение 2 лет по крупице собирали сведения об этом событии. Серафима Ивановна Стихарёва рассказывала: «Да, осенью, поздно вечером слышали взрыв, мало ли взрывов тогда было, и значения не придали. А на утро по городу разнеслась весть – погибших лётчиков у села Муромцево нашли и самолёт большой». Называли фамилию мальчика, первым нашедшего разбившийся самолёт. Это был Дворянкин.
Анна Фёдоровна назвала фамилию и имя раненного – Саванюк Григорий Семёнович. К нему приходили дети, женщины и помогали ему скорее выздороветь и снова вернуться в строй.
Ученики, узнав фамилию оставшегося в живых лётчика, стали обращаться с запросами в разные архивы города и района, но никаких сведений не получали. Тогда Анна Фёдоровна с группой ребят поехала в Центральный архив Министерства. Обороны, в город Подольск. Служащие архива внимательно выслушали ребят, уточнили место гибели самолёта. В конце рабочего дня сотрудник архива вынес список экипажа самолёта ТБ-3, погибшего при выполнение боевого задания. Это А.Н.Гуров – капитан, командир экипажа; В.В.Аникеенко - ст.лейтенант: П.К.Шеко - сержант радист; Золотухин В.С. – стар.сержант - борт стрелок; Мерщиков А.М. - старшина; Анотов А.М. -воентехник; А.М.Христенко – воентехник второго ранга; Е.Н.Колбасов - сержант; Г.С.Саванюк-бортинженер.
Но Г.С. Саванюк – то жив, А.Ф.Клирикова рассказала, что его отправили в другой госпиталь, получила от него в Берлине 8 мая. Но потом следы Саванюка затерялись.
В списке с указанными фамилиями напротив каждой были написаны адреса, откуда они были призваны. Ребята стали писать письма по этим адресам родственникам. Но были случаи: родственников по данному адресу не было, и тогда на помощь приходили журналисты местных газет. Но сначала отыскали через сына, слушателя Воздушной академии, Саванюка Григория Семёновича, который жил в это время в городе Бобруйск. Были найдены родственники всех погибших лётчиков.
Учащиеся написали письмо Г.С.Саванюку, и он ответил. «…Это был боевой, слаженный, многонациональный экипаж. Командир А.Н.Гуров, его друг, дважды награждённый орденами Красного Знамени за Испанию и финскую. Экипаж самолёта ТБ-3 состоял из 9 человек, находился в составе 53 авиационного бомбардированного полка, и базировались они в селе Тейково Ивановской области. 26 октября 1941 года был приказ: вылететь в Монино, загрузиться и лететь бомбить немецкие укрепления в районе Яхромы. Отбомбившись, полетели в Монино, но над линией фронта самолёт подбили. Командир надеялся, что может долететь до взлетно-посадочной полосы, не далеко от Софрино. Но загорелся ещё один двигатель, и самолёт упал. Что было дальше - не помню, очнулся уже в госпитале». После того, как были установлены фамилии членов погибшего экипажа, найдены родственники, Горисполком города Красноармейска, могила перестала быть безымянной. Обратились к жителям о сборе средств на памятник.
Герман Яковлевич предложил свой проект монумента в виде крыла самолёта.
На 9 мая 1965 года, на открытие памятника приехали родственники погибших лётчиков. Мама старшины А.М.Мерщикова – показала официальный документ, в котором было написано, что её сын при выполнении боевого задания пропал без вести. И остальные родственники тоже считали своих отцов, братьев, мужей пропавшими без вести. Из Беларусии приехали 3 брата Шеко, дочь Христенко изо Львова, жена Гурова из Ленинграда, жена Аникеенко из Ульяновска. Приехала с группой ребят из Чувашии директор школы, в которой учился Е.Колбасов, так как его родственников не нашли.
Приехал Григорий Семёнович Саванюк со своим сыном, лётчиком, уже полковником.
Жители города окружили вниманием и заботой приехавших гостей. И в торжественной обстановке 9 мая 1965 года был открыт памятник, на котором были увековечены имена и фамилии тех, кто, не щадя своей жизни, выполнил свой долг перед Родиной.
Приехавшие родственники привезли с собой фотокарточки мужей, отцов, братьев.
Герман Яковлевич предложил школе №2 создать музей «Боевой славы». В беседе с ребятами он подытожил итог поисковой работы, сказав, что они все делали под девизом: «Бороться и искать – найти и не сдаваться». С фотокарточек Герман Яковлевич написал портреты лётчиков и картину: «Перед боевым вылетом». В создании музея участвовали и жители города. Все было выставлено в витринах музея. На открытие ехал лётчик герой Советского Союза Н.А.Шмелёв.
Ребята потом посетили многие города – герои. Из Севастополя привезли тельняшку и бескозырку. Подарили мальчикам матросы минного тральщика, землю с Мамаева кургана; книгу «Брестская крепость» с дарственной надписью С.С.Смирнова. Учеников из школы на отдых пригласили в Белоруссию братья Шеко.
Но, к сожалению, в связи со сложившимися обстоятельствами, почти всё утрачено.
Но главное, что эта поисковая работа сплотила ребят. Сейчас это взрослые люди, но при встречах вспоминают свою работу, видят результат её: к братской могиле не зарастает народная тропа. Потому что именно такие люди, как: Герман Яковлевич Дёмин, Пётр Прокофьевич Дремлюга, Анна Фёдоровна Клирикова привили чувства долга в памяти с детства. Вечная память и низкий поклон Вам за ваш ратный и мирный труд. Той памяти, которая движет нами и сейчас: «Никто не забыт, и ничто не забыто».
Автор: Шиманова С.Г. учитель иностранного языка.
Данные предоставлены поисковым клубом «Патриот» МБОУ СОШ №4 г.о. Красноармейск Московской области